CIO против облаков: не можете победить — возглавьте их!
Автор: Михаил Козлов 07 октября 2013 Оригинал статьи
Более подробное изложение этой концепции опубликовано в виде презентации здесь, а вот здесь оно же представлено в виде веб-каста, записанного в свое время на примере облачных технологий Microsoft.
В чем состоят преимущества облаков для бизнеса? По большому счёту я вижу три основных момента.
- Понятность решаемой задачи.
- Прозрачная себестоимость.
- Отсутствие необходимости много и долго инвестировать в ИТ-инфраструктуру.
Понятность решаемой задачи
«Хороший» облачный сервис формулирует решаемую им задачу на понятном для бизнеса-языке:
- Система управления вашим бизнесом
- Онлайн-звонки из браузера для посетителей вашего веб-сайта
- Деловые социальные сети
При этом многие айтишники продолжают разговаривать с бизнесом на сленге и аббревиатурами:
- EPM, ERP, CRM, BPMS, ECM…
- Виртуальная IP-PBX на основе WebRTC
- Интранет-порталы нового поколения
В свое время эту ситуацию весьма образно описал Евгений Чичваркин: «Кстати, с айтишниками я не мог вообще никогда вести переговоры. Мне казалось, что я говорю на русском, а они — на козьем. Надо иметь человека в компании, который переводит с козьего, а нам с этим не везло абсолютно. А переводчика с их стороны практически никогда не бывало«.
Проблема при этом состоит не только в языке (язык бизнеса CIO может выучить), а скорее в отсутствии бизнес-навыков у большинства CIO. Для того что бы их приобрести, мало уметь разговаривать на языке бизнеса, куда важнее самому им заниматься — производить необходимый для клиента продукт и уметь его продавать с учётом конкуренции со стороны, в том числе и внешних поставщиков!
Прозрачная себестоимость
Облачные сервисы понятно сформулированы и продаются по понятному прайс-листу. Если спросить у CIO, во что обойдется аналогичная внутренняя услуга (например, ящик электронной почты или виртуальный сервер для системы управления бизнесом), то ответа вы, скорее всего, не получите.
Отсутствие необходимости много и долго инвестировать в ИТ-инфраструктуру
Облачные сервисы понятно сформулированы, продаются по понятному прайс-листу и не требуют инвестиций (CapEx) в реализующую их ИТ-инфраструктуру. Кроме того, если потребность в услуге отпала, то у бизнеса не болит голова о том, куда деть простаивающие ИТ-мощности.
###
CIO обычно возражают, что облака небезопасны и плохо интегрируются друг с другом. Мантра про проблемы с безопасностью, на мой скромный взгляд, в итоге не выдерживает сравнения с чисто экономическими преимуществами облаков — например, из-за отсутствия данных о вероятности и стоимости сопутствующих рисков для публичных облаков и особенно в случае частных облаков, которые разворачиваются на полностью или частично контролируемых ИТ-мощностях. А вот интеграция разрозненных облачных сервисов — это как раз место прямой ответственности CIO!
Поэтому мой совет для CIO звучит следующим образом: не пытайтесь победить облака — возглавьте их.
- Займитесь «бизнесом» и создайте клиентоориентированную ИТ-фабрику на базе частного/гибридного облака:
- внедрите каталог ИТ-услуг, описанных на понятном для бизнеса языке и доступных для ваших бизнес-пользователей в режиме самообслуживания. Услуги могут предоставляться как самим ДИТ, так и внешними поставщиками — например, SaaS-приложений;
- посчитайте себестоимость оказываемых ИТ-услуг — например, для виртуализированных сред на базе механизма chargeback. Пример chargeback-калькулятора для сред VMware доступен здесь;
- покажите динамику снижения себестоимости ИТ-услуг в сравнении с облачными услугами внешних поставщиков с учётом рисков для бизнеса.
- В рамках модели угроз, характерных для вашего бизнеса, оцените вероятность и стоимость рисков для бизнеса при внедрении частных, гибридных и публичных облаков, с учётом:
- затрат на интеграцию;
- использования персональных данных;
- непрерывности бизнеса и т. д.
- Научитесь считать отдачу от инвестиций в ИТ, чтобы было о чём рассказать на инвестиционном комитете.
Облака — это не угроза для CIO, а один из редких шансов повысить роль CIO в бизнесе его организации.